Поиски и находки
1920-е – самый малоизученный период культурной жизни Борисоглебска
Виталий Черников
Костяк театральной студии, созданной осенью 1919 года в Тамбове сторонником Мейерхольда Н.М.Ряжским (Варзиным), составили студийцы Губпролеткульта. В ее задачи входила агитационно-просветительская работа. Выступали на заводах, в воинских частях, под открытым небом. В книге Андрея Крусанова "Русский авангард" сообщается, что самое масштабное представление было разыграно на Соборной площади города 1 мая 1920 года: в нем участвовали около 400 человек - представители театральных кружков и красноармейцы. Агитколлектив в 1921-м получил помещение и статус Первого Пролетарского театра Губполитпросвета. В сентябре труппа показала в Козлове "Мистерию-буфф" Владимира Маяковского и "Зори" по Эмилю Верхарну. Обращаясь к этим пьесам, Ряжский также следовал за Мейерхольдом. Вскоре театр был закрыт "в связи с общим переходом на хозрасчет". Ряжский, организовав в апреле 1922 года театральные курсы, замыслил новую версию "Мистериибуфф" - куда более масштабную. Представление под открытым небом, однако, удалось доиграть лишь наполовину: хлынул сильный дождь, и зрители разбежались. За происходящим в Тамбове борисоглебские единомышленники Ряжского, конечно, следили. Хотя о такой массовке, как в губернском центре, местным энтузиастам "живых газет" оставалось лишь мечтать. Некоторые детали работы земляков сохранил в своих мемуарах художник Петр Шолохов. Весной 1920 года он, тогда девятнадцатилетний учитель рисования, по распределению школьного совета был командирован в комсомольскую агитбригаду как художник-декоратор. Вернемся немного назад. Дело в том, что первые шаги будущей уездной комсомольской организации были связаны с театром напрямую. В начале 1918-го группа молодежи, работавшей в железнодорожных мастерских, объединилась в кружок "для подготовки партии новых членов и для участия в общепролетарской борьбе против капитализма", рассказывается в краткой истории организации, подготовленной, видимо, к ее пятилетию и хранящейся ныне в Государственном архиве общественно-политической истории Воронежской области. В общепролетарской борьбе молодые рабочие участвовали, прямо скажем, не совсем канонично: кружок "занимался устройством вечеров, постановкой спектаклей, но планов и программы своей работы как политическая организация он не имел, указаний же ниоткуда не было". Так и ставили бы спектакли, если бы один из рабочих П.М.Корольков не отправился в Воронеж на съезд железнодорожников и не узнал о существовании местной организации молодежи. Так кружок обрел новый статус. Интерес к театру продолжал играть важную роль и в жизни свежеобразованного союза рабочей молодежи. В привезенном из Воронежа и принятом (за исключением нескольких пунктов) его уставе говорилось о необходимости создания секций: драматической, музыкальной, хоровой, спортивной, а также библиотеки, читальни и собственного печатного органа. Часть средств удалось собрать, поставив два спектакля на выделенной союзу сцене (впоследствии "железнодорожный театр" сгорел). "Через три месяца, - сообщается далее в "Истории Борисоглебской уездной организации Российского коммунистического союза молодежи", - союзом был занят железнодорожный сад. В саду стали устраивать спектакли и вечера с танцами, что очень привлекало молодежь". Два года спустя у энтузиастов (или тех, кто продолжил их дело) уже имелся опыт воздействия на зрителя. В окрестностях Борисоглебска таились антоновцы; мать юного художника Шолохова, провожая его в дорогу, не скрывала тревоги. На склоне лет Петр Иванович вспоминал: "В нашей группе пять подвод, комсомольцы-агитаторы, любители-артисты обоего пола, соответствующая литература, оружие для охраны и скудное продовольствие. Маршрут Чегорак - Богана - Малая Грибановка. Конечный пункт - село Уварово, центр борьбы, бандитских налетов и всяческих неожиданностей. Мой приятель Борис Карасик, худенький, небольшого роста еврей, едет в качестве суфлера и дублера на все несложные роли".
(Продолжение следует)
Источник: газета "Коммуна" N 130 (26346), 19.09.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"